Программа реализации антикоррупционного compliance

  1. Ознакомиться с антикоррупционным законодательством

    Российская Федерация в 2006 году ратифицировала две международные конвенции, посвященные теме коррупции:

    • "Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию" (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999);
    • "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
    • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ
      "О противодействии коррупции" - базовый документ, который на законодательном уровне определяет профилактические меры. Помимо него, ориентироваться следует, в том числе, на:
    • Федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ;
    • Федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ;
    • Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденный указом президента РФ от 29.06.2018 № 378;
    • Указ президента РФ от 15.07.2015 № 364.

    На основании этих нормативных актов и рекомендаций Министерства труда на предприятиях издают положение об антикоррупционной политике на 2020 год, дорабатывая его по мере необходимости.

  2. Ознакомиться с документами и рекомендациями по антикоррупционной политике

    Меры по предупреждению коррупции и рекомендации по оценке коррупционных рисков

    Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции

    Памятка Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование

  3. Следовать перечню основных действий по введению антикоррупционной политики (из вышеизложенных документов)

    1. Определение антикоррупционных подразделений, распределение их функций и создание условий для эффективного функционирования этих подразделений
    2. Оценка коррупционных рисков. Прежде, чем разрабатывать и внедрять меры по предупреждению и противодействию коррупции, организациям рекомендуется провести детальный анализ бизнес-процессов для определения наиболее вероятных коррупционных схем и оценки последствий их использования. В дальнейшем такой анализ следует проводить на постоянной основе. (См. Рекомендацию по оценке рисков)
    3. Регулирование конфликтов интересов. В "Мерах" дано определение конфликта интересов, описан механизм его выявления и урегулирования
    4. Введение системы антикоррупционных стандартов. Подразумевается работка по введению широкого спектра правил поведения работников и создание системы корпоративной этики. Подобный набор правил предлагается разрабатывать индивидуально для каждой организации, отталкиваясь от ее специфики, и также закреплять в локальном нормативном акте - кодексе деловой этики. Организациям рекомендуется, в первую очередь, предусмотреть специальные антикоррупционные стандарты в сферах:

      • получения и дарения подарков, незаконного вознаграждения;
      • иной оплачиваемой деятельности и владения ценными бумагами;
      • спонсорской, благотворительной деятельности, взносов на политические цели, а также пожертвований политическим партиям;
      • использования информации ограниченного доступа
    5. Введение процедур проверки контрагентов и введение в договоры антикоррупционных оговорок. Для этого организациям предлагается внедрение системы оценки добросовестности контрагентов – процедуры, которая в специальной литературе получила название дью-дилидженс. Такая оценка необходима для того, чтобы определить коррупционные риски, которые могут возникнуть при взаимодействии с проверяемой организацией. Организациям также рекомендуется включать в договоры и контракты с любыми контрагентами антикоррупционную оговорку
    6. Антикоррупционное обучение работников. Несмотря на то, что основные функции по предупреждению коррупции возлагаются на конкретные подразделения или сотрудников, об антикоррупционных мерах, принятых в организации, должен быть информирован широкий круг работников. Для этого предлагается проводить антикоррупционное обучение сотрудников, и даются практические рекомендации по его организации
    7. Мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции. Помимо вышеперечисленных мер, в документе уделяется внимание необходимости проведения антикоррупционного аудита отдельных сделок, настраиванию каналов получения информации о возможных коррупционных правонарушениях, ведению бухгалтерского учета, а также взаимодействию организаций с правоохранительными и государственными органами в целях противодействия коррупции
  4. Разместить на сайте организации документы по антикоррупционной политике и знак АЧП (для членов Ассоциации или для членов Сообщества Ассоциации - для тех, кто подписал Хартию)
Участник ассоциации. Честная позиция
Хартия честной позиции